ГРУППА СОЛНЫШКО

Для родителей

ТЕМА : ДЕРЕВЬЯ,ЛЕС

1.Рассмотрите вместе с детьми деревья на улице и расскажите им:

названия основных деревьев( березу, тополь, липу, клен, рябину, дуб сосну, ель. (наклейте или нарисуйте их)

Познакомить ребенка с плодами и семенами некоторых деревьев (каштан, рябина, дуб, клен, сосна).Уточнить, как одним словом это все называется.

Познакомить дополнительно с новыми породами деревьев: осина, ясень, ива. Помочь запомнить их. Научить отличать от других пород.

Словарная работа. Объяснить, почему березу называют белоствольная, а иву - плакучая.

их классификацию: лиственные, хвойные, фруктовые;

Рассказать, что сосна и ель - хвойные деревья. Объяснить, почему они называются хвойными. 

Обратить внимание на разные стволы деревьев, разную форму листьев. Учить по листьям и стволу определять название дерева. 

Рассказать о строении дерева: корни, ствол, ветви, которые образуют крону, листья. Помочь ребенку запомнить информацию. 

отличие ели от сосны; дать понятие кустарник. Рассказать, чем кустарник отличается от дерева. Познакомить с шиповником. о предназначении деревьев (красота, тень и прохлада в жаркий день, кислород для дыхания, плоды, древесина)

Рассказать, какую пользу приносят деревья и как человек использует древесину. Помочь запомнить информацию. 

как меняются деревья в различные времена года.

Обратить внимание, что сейчас, осенью, листья деревьев разноцветные, а поздней осенью и зимой деревья сбрасывают листву.

собрать и засушить листья деревьев. Совместно с ребенком сделать гербарий. Объяснить значение слова гербарий. 

2. «Подбери слова-действия» поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом

Лист (что делает?) желтеет, краснеет, вянет, опадает, летит, кружится, сохнет ... ;

дерево ... ;крона ... ;почки ... ;

корни ... ;ветви ... .  береза (что делает?) – …

(Спросите у детей какие слова они назвали, ответ "Слова-действия")

3. Подбери признаки (не менее трех признаков):

береза (какая?) – …

ель (какая?) — …

ДЕРЕВЬЯ.  Грамматические упражнения  (грамматический строй речи).

1.Упражнение  «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

тополь — тополек,дуб — дубок, дубочек

осина — осинка, осиночка,береза — березка, березонька, березушка,

рябина — рябинка, рябинушка,ива — ивушка,

елка — елочка,сосна — сосенка,

клен — кленок,яблоня — яблонька,

шишка — шишечка,ветка — веточка,

лист — листик, листок, листочек,лес — лесок,

иголка — иголочка,дерево — …

пень – …

2.Есть – нет (родительный падеж единственного числа):

пень – нет пня

дерево — …

иголка — …

корень — …

сосна — …

клен — …

лист — …

хвоя -…

ствол –…  

4.Упражнение «Посчитай»

одно высокое дерево — два(3,4) высоких дерева — пять высоких деревьев,

одна сосновая ветка — две(3,4) сосновые ветки — пять сосновых веток,

один могучий дуб — два(3,4) могучих дуба — пять могучих дубов.


5.«Назови какой, какая?»

Лист берёзы — берёзовый;

Лист рябины — рябиновый;

Лист дуба — дубовый;

Лист сосны — сосновый;

Лист клёна — кленовый.

Ветка сосны — сосновая;

Ветка ели — еловая;

Ветка тополя — тополиная;

Ветка осины — осиновая;

Ветка липы — липовая.

6.«Назови предмет со словом "сосновый"» (ОБРАЩАЙТЕ ВНИМАНИЕ НА ОКАНЧАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ)

Бор (какой?) — сосновый;

кресло (какое?) — сосновое;

мебель (какая?) — сосновая;

полено, запах, бревно, шишка, ветка, ствол, хвоя, иголки. 

9.«Как назвать лес?»

Если в роще растут деревья, то эта роща называется — березовая

если в роще растут дубы — дубовая

осины — осиновая

ивы — ивовая

клены — кленовая

10.Упражнять "Скажи наоборот" на подбор антонимов.

У сосны иглы длинные, а у ели - ...
У клена листья большие, а у березы - ...
У березы ствол светлый, а у клена - ...
У дуба ствол толстый, а у березы - ...

11. Выучить рассказ наизусть.

Береза

Красавицей русских лесов называют березу. Стройная с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. Береза - символ и гордость русского народа. Из почек березы приготавливают лекарства. Из ветвей делают метлы и веники. Из бересты мастерят туески, лукошки. Березовые дрова - лучшее топливо в русской печке. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи,  уксус.

Объяснить значение слов "туесок", "лукошко", "береста". 

12. Выучите вместе с детьми(СЛЕДИТЕ ЗА ЗВУКАМИ)

Осенний лес

Лес осенний красок не жалеет —

Ярки грозди ягод и листы.

То сверкают бронзой, то алеют

Пышные осенние кусты.

Скоро ветер налетит холодный

И сорвет узорчатый наряд,

И в лесу закружится свободный

Золотой осенний листопад.

Он укроет землю покрывалом,

С нею он поделится теплом,

Когда на листве сухой, опалой

Заискрится иней серебром.

Развитие фонематической стороны речи.

Задание «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [У]» (с закрытыми глазами); аналогично со звуками [А; И].

- из ряда гласных: уа,  ау,  эу,  ыу,  уи, иу, оу,уы, аи, ио, ауы,эуа, уиа...;

- из слогов : ал, уп, ып,оп, ам, ом, иэп, ах, ух, ыт, им, ык, ум,оп, ук, эт, ын, ут, ат…

- из слов: тополь, осина, липа, дуб, эвкалипт, ива, сосна, слива, груша, бор, роща, чаща, сад, плод, крона, макушка, ствол, сук, корни, кора, лист, иголки,  почка,  высота,  листопад;

Задание «Раздели словечко» (ребенок проговаривает слово по слогам на лексическую тему «Деревья» и на каждый слог хлопает в ладоши). 

«Четвертый лишний»

Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:

Клен, рябина, ель, тюльпан; береза, дуб, шиповник, тополь; яблоня, смородина, черемуха, рябина; осина, липа, дуб, ель; сосна, тополь, рябина, ива; береза, клен, тополь, колокольчик. ель, дуб, осина, тополь. липа, осина, клен, яблоня.

"Реши задачу"

Ствол дуба толще, чем ствол осины. А ствол осины толще, чем ствол березы. Что толще: ствол дуба или ствол березы?

Выложите елку из счетных палочек или спичек.

11 октября 2018 в 12:16

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.